Для многих отраслей, таких как пищевая упаковка, изделия для дома, косметика – цвет является определяющим и главной характеристикой продукции, способ «выделиться» на полках супермаркета. Цвет является главным фактором при принятии решения о покупке для примерно 85% покупателей, причем решение принимается в течение первых 90 секунд, для подавляющего большинства случаев оценка продукта основывается на цвете.
В этой статье рассматриваются вопросы разработки и применения индивидуальных суперконцентратов красителей «Ампасет», критерии выбора цветных суперконцентратов, и как не совершить ошибок на этапе постановки задачи и оценки результатов применения цветных суперконцентратов.
Общий принцип и схема подбора индивидуального цветного суперконцентрата
Этап 1. Подготовка образца цвета
Образцом для подбора цветного суперконцентрата может выступать несколько источников:
- Образец изделия или образец подбираемого суперконцентрата
Когда компания имеет пример цветового решения в пластике, будь то своя продукция или продукция конкурентов – это практически идеальный вариант. Часто происходит, когда заказчик пластиковой упаковки/изделия меняет поставщика и в качестве примера цветовой окраски передает новому переработчику образец своего изделия.
Передача в качестве образца цвета изделия и/или гранул суперконцентрата - это практически 90% успеха правильного и точного подбора.
Однако необходимо учитывать некоторые моменты:
- образец пластика не должен быть маленького размера, чтобы он поместился в световое пятно спектрофотометра (прибор производящий компьютерную оценку цвета) – это примерно круг диаметром 2-3 см;
- если само изделие маленького размера, то необходимо передать несколько изделий. В таком случае лаборатория расплавляет такие изделия в специальном прессе и делает отливки нужно размера;
2. Образец продукции не из-пластика, несущий цветовой пример
Иногда требуется подобрать краситель для пластика, образцом цвета которого является другой материал: металл, ткань, окрашенное краской изделие и т.д.
В этом случае необходимо учитывать, что не все эффекты возможны и достижимы в пластике. Например эффект «алюминия» или фольгированное покрытие на изделии, эффект «дерева» или камня и т.д. Оценка результатов подбора в таком случае будет основываться на субъективной оценке колориста, осуществляющего подбор
3. Цветные каталоги и альбомы RAL, Pantone и другие
Когда пример цветового решения отсутствует, команде маркетологов предприятия приходят на помощь цветовые каталоги. Это могут быть как международные каталоги цветов, так и каталоги заказных цветов предприятий, выпускающих суперконцентраты.
В таком случае определяется номер по каталогу и передается информацию разработчику суперконцентрата.
У данного метода есть как плюсы, так и минусы:
+ каталоги цветов Pantone и RAL имеют широкий диапазон оттенков, расположенных в логическом порядке, удобном для выбора необходимого оттенка
+ каталоги цветов есть у всех производителей цветных суперкоцентратов
- при подборе цветов по международным каталогам оценка цвета производится только субъективно «на глаз»
примеры цветов в каталогах даны как правильно на бумаге, и нанесены типографским способом, и не дают представления о цвете, окрашенном в массе;
- каталоги цветов необходимо обновлять, так как периодически выходят новые каталоги, с дополнениями. Помимо этого, цвета в каталоге могут выцветать, и зачастую у «заказчика» и у «исполнителя» цвет, под одним и тем же номером может отличаться;
4. Человек, принимающий решения
Если продукт для компании совершенно новый, существует только в проектной документации или даже только в уме маркетолога и подбор по международном каталоге цветов невозможен, то идеальное решение задачи – подбор цвета вместе с заказчиком.
Подбор цвета вместе с заказчиком – эта уникальная услуга компании Ampacet пользуется все большой популярностью как в Европе, так и в России. Представитель компании-заказчика выезжает в ближайшие научно-технический центр Ampacet или лабораторию по подбору цветов и решает эту задачу вместе с колористом. В течение одного дня разрабатывается и изготавливается нужный цветной СК, после чего изготавливается изделие, которое наиболее близко походит к изделию заказчика (литьевые отливки различной толщины, пленка или выдувные бутылки – в зависимости от вида продукции, для которой подбирается цвет) и предоставляется заказчику в лаборатории. Заказчик может оценить цветовое решение в зависимости от источников излучения – будь это дневной свет или свет лампы освещения в супермаркете.
В лаборатории (обычно это рабочий день) заказчику предоставляются литьевые отливки различной толщины, пленка и выдувные бутылки, в зависимости от вида продукции, для которой подбирается цвет.
Заказчик может оценить цветовое решение в зависимости от источников излучения – будь то это дневной свет или лампы освещения в супермаркете. Для этого в лаборатории используется «световой шкаф» или «световая комната».
В штаб-квартире Ampacet в г. Люксембурге в 2014 г. открылся так называемый «Центр идей» (Ideationcentre), где клиенты компании могут заниматься подбором цвета (фото 5). В центре представлены примеры реализованных идей в виде: • гаммы наиболее популярных цветов для косметики, изделий для дома, пищевой упаковки и пр.; • примеров цветных изделий для различных сфер применений, окрашенных в цвета Ampacet (выдувных изделий, пленок и др.). В центре имеется «световая комната» – полностью изолированное помещение для оценки цвета изделия.
Этап 2 – Формулировка технический требований к суперконцентрату и изделию;
Правильная постановка задачи при подборе цвета – это ключевой момент выбора суперконцентрата. Постановка задачи производителю суперконцентрата включает в себя:
- информация об изделии;
- требования к технологическому процессу;
- требования к готовому изделию;
Информация об изделии включает в себя:
- тип и предназначение изделия;
- материал из которого будет изготавливаться изделие. Определяется основа красителя. В некоторых случаях, если материал не прозрачный и имеет свой оттенок, необходимо передать образец такого материала в лабораторию.
- толщину изделия – подбор ведется на отливках или пленках определенной тощины
Требования к технологическому процессу:
- вид технологического процесса: выдув, литье, экструзия листа, выдув пленки, каст пленки и др.
-Максимальная температура технологического процесса – по ней будет определяться термостойкость красителя;
- Желаемая дозировка красителя в массе, обычно для литьевых и выдувных изделий это от 0,5% до 4%, пленок – от 2% до 30%;
- Дополнительные требования к технологическому процессу, такие как автоматическая сборка изделия, сложная накрутка изделия и др. Это поможет в определении необходимых добавок в суперконцентрат;
Требования к готовому изделию:
- необходимость пищевого допуска для изделия определяет набор пигментов из которых производится подбор;
- необходимость стойкости изделия к УФ излучению, агрессивным средам, эксплуатация на улице определяет набор пигментов из которых производится подбор, светостойкость красителя и необходимость дополнительной стабилизации изделия
Все вопросы к заказчику обычно определяются путем опроса и составления не большой анкеты для лабораторного запроса. Пример такого запроса см на фото ниже:
Этап 3 - Подбор суперконцентрата – задача «Ампасет»;
После получения образца цвета от клиента и заполненного лабораторного запроса начинается основная работа по подбору цвета. В рамках данной статьи мы не будем рассматривать процесс подбора цвета. Стоит отметить только, что при составлении рецептуры учитываются данные предоставленные заказчиком:
- тип полимера; носителя; окрашиваемый полимер;
- метод переработки;
- процент ввода красителя;
- требования по светостойкости, термостойкости и пищевой пригодности красителя;
- толщина изделия и другие требования к концентрату и изделию;
В результате этой работы составляется лабораторная рецептура и заказчику предоставляются следующие документы:
- Папка с лабораторным подбором;
- Документация на краситель – лист технической информации, лист безопасности красителя;
- Коммерческое предложение на поставку индивидуального красителя в зависимости от объёма разовой закупки;
Эти промежуточные результаты работы передаются заказчику на рассмотрение
Этап 4 – Предварительный анализ результатов;
На этом этапе заказчик подбора производит предварительную оценку концентрата. К этому процессу должны быть подключены несколько служб предприятия
1. Служба маркетинга производит визуальную оценку цвета. Оценивается соответствие цвета эталонному образцу;
Как правило оценка производится визуально или с помощью спектрофотометра.
2. Технические службы производят оценку документации на краситель по требованиям предприятия/заказчика.
Проверяется соответствие характеристик красителя техническому заданию.
3. Коммерческая служба производит оценку стоимости окрашивания материалов и целесообразность испытаний данного красителя;
Определяется стоимость окрашивания. Если предложений по концентратам несколько, то идет сравнение стоимости окрашивания на единицу изделия или на 1 кг продукции.
После чего определяется целесообразность проведения испытаний.
Этап 5 – Испытания суперконцентрата и оценка;
Для испытаний продукции заказчику предоставляется пробная партия суперконцентрата. Как правило она предоставляется бесплатно. Цель предварительных испытаний – оценить технологичность концентрата и получить готовое изделие, окрашенное тестовым красителем. Оценка цвета по литьевым отливкам или пленкам имеет предварительный характер. Окончательную оценку необходимо проводить на готовом изделии.
После испытаний технологическая служба делает предварительное заключение о возможности использования красителя, а маркетинговая служба оценивает готовое изделие и утверждает тестовый краситель.
Необходимо учитывать несколько моментов оценки цвета готового изделия:
- источник излучения;
Готовое изделие необходимо оценивать при различных источниках излучения, будь то дневной свет, лампы накаливания или люминесцентные лампы. Многие красители обладают свойством метамеризма, и утвердив цвет при дневном свете, вы будете разочарованы, когда увидите его на полке магазина при люминесцентном освещении.
Необходимо оценивать изделие под различными источниками излучения!
- субъективный наблюдатель;
Не секрет, что разные люди видят цвет и изделие по-разному. При визуальной оценке цвета на первый план выходит субъективное восприятие цвета наблюдателем.
Цвет должен оценивать один человек, принимающий решения
- размер и вид объекта;
Размер и вид обьекта (тип поверхности, сам обьект) сильно влияют на восприятие цвета. Цвет необходимо сравнивать на одинаковых изделиях. Проще говоря, нельзя сравнивать пленку с литьевым изделием, или маленькую пробку для преформы с большой пластиковой корзиной для белья, и т.д.
- фон;
Для оценки цветовой разницы рекомендуется спокойный серый или белый фон.
-угол обзора;
Изделия (эталон и тестовое) необходимо рассматривать при одинаковых углах обзора!
Пример как нельзя оценивать цветовое различие приведено на рисунке ниже.
Ошибки данного наблюдателя:
- оценка производится в световом шкафу, который неправильно установлен возле окна;
- в световом шкафу посторонние яркие изделия;
- наблюдатель в солнечных очках, искажающих восприятие света, и в яркой одежде, отвлекающей зрительное внимание;
-сравнение производится под разными углами обзора;
Этап 6 – Утверждение суперконцентрата и заказ пробной партии;
Итак, вы наработали пробную партию, утвердили цвет изделия, однако на этом работа еще не окончена. Чтобы окончательно убедиться в технологичности суперконцентрата, и проверить соответствие изделия дополнительным требованиям, в некоторых случаях проводят:
1. Длительные тесты готовых изделий.
- УФ тест (ксенотест) и тест на атмосферостойкость.
- сборка готового изделия (если изделие сложное) или проведение тестов на оборудовании заказчика (например, накрутка крышек на преформу у производителя напитков или тесты пленок при производстве гибкой упаковки).
После подтверждения заявленных свойств иногда проводят:
2. Длительные производственные испытания красителя. Целью таких тестов является подтверждение технологичности суперконцентрата на длительных тестах:
- дозировка красителя при длительной работе;
- влияние красителя на процесс производства (нагар, процесс перехода с цвета на цвет, загрязнение технологических форм и пр)
- перерабатываемость вторичного материала;
Мы надеемся, что с помощью наших рекомендаций вы успешно выберете нужный вам цвет, и желаем удачи при выводе новой яркой продукции на рынок!
Журнал Полимерные Материалы №1 2016 год.
Руководитель направления продаж цветных концентратов - Дубровин Константин